Профессионально-прикладная физическая подготовка. Ее цель и задачи

text_fields

text_fields

arrow_upward

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой дея­тельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинст­ве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряже­нием, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких ка­честв, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются тре­бования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность стано­вятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.

Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умст­венных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных уме­ний и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектнровщика. Эти отличия находят отражение в цели и зада­чах ППФП.

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессио­нальной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.

Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной дея­тельности и включают:

  • овладение необходимыми прикладными знаниями;
  • освоение прикладных умений и навыков;
  • развитие прикладных физических и психических качеств;
  • развитие прикладных специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физическо­го воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изуче­ния специальной литературы. Существенно, что для повышения профес­сиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют ме­сто общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, рас­пределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.

Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудо­вых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же про­фессии.

Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязан­ностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.

Прикладные специальные качества характеризуют способность ор­ганизма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высо­ким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формирова­нии этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспе­цифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренирован­ный человек быстрее аклиматизируется в новой местности, легче перено­сит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.

Соотношение общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки

text_fields

text_fields

arrow_upward

Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.

В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда, хорошей ОФП достаточно для успешного осуществле­ния профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейно­го отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного непод­вижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.

Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физи­ческой и психической готовности человека к труду. Это касается, напри­мер, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенно­стей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.

Третий вариант занимает промежуточное положение между пер­выми двумя. Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет ме­сто для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инст­
рументами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное вни­мание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуа­тацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из при­кладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки

text_fields

text_fields

arrow_upward

Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональ­ной подготовки специалистов. Общим требованием к средствам ППФП яв­ляется их психофизическое соответствие конкретной трудовой дея­тельности.

К средствам ППФП относятся:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
  • прикладные виды спорта;
  • естественные силы природы и гигиенические факторы;
  • вспомогательные средства.

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различ­ных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спор­та, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры.

Прикладные фи­зические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимст­вуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.

Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в частности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки ра­ботников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, воз­никли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготов­ленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным ви­дам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.

Естественные силы природы и гигиенические факторы, с одной сто­роны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представ­ляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физиче­скую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость орга­низма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной тем­пературы воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способ­ность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К ги­гиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры зака­ливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели слу­жит гигиенический массаж.

Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, спе­циальные технические приспособления, с помощью которых можно моде­лировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигатель­ных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные дей­ствия.

Профессиограмма. Её назначение и содержание

text_fields

text_fields

arrow_upward

Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психи­ческие особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профес­сии в целях ППФП.

При составлении профессиограммы применяется, как правило, ком­плекс методов: изучение тарифно-квалнфикационных справочников, инст­рукций по технологам производственных процессов и материалов по эрго­номике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос предста­вителей данной профессии, выявление профессионально важных физиче­ских и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простей­ших методов исследования.

Содержание профессиограммы включает описание следующих фак­торов, от которых зависит направление ППФП:

  • форм труда;
  • условий и режима труда;
  • характера труда;
  • динамики работоспособности.

Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, по­скольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Ус­ловия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и сис­темы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособ­ности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.

Формы труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с пре­обладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физи­ческого труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимо­сти от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. На­пример, представители многих инженерных профессий во время проект­ных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях обо­рудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.

Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой дея­тельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контро­ля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.

Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физи­ческого труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как,

  • во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и,
  • во-вторых, ре­шение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия трудовой деятельности представляет определенную трудность.

Третья группа профессий объединяет работы, связанные преиму­щественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельско­хозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.

Четвертая группа профессий предполагает умственный или пре­имущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педа­гоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономи­сты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и орга­низаций и т. д.

Условия и режим труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Условия труда характеризуются перечисленными далее особенно­стями трудовой деятельности.

  1. Микроклиматические условия, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замк­нутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафанд­ре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), ат­мосферное давление, освещённость.
  2. Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы­
    нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
  3. Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая сво­бодную рабочую позу), зона досягаемости.
  4. Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазован­ность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромаг­нитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.

По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость вет­ра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в срав­нении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается про­должительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.

Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятель­ности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продол­жительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация дли­тельности труда и отдыха или свободный график.

Условия и режим труда у представителей разных профессий значи­тельно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов хими­ческих предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при зага­зованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, ра­ботников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.

Характер труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Характер труда составляют перечисленные далее особенности тру­довой деятельности.

  1. Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощуще­ний; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контро­лирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее зна­чимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, дви­гательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).
  2. Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), страте­гия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация принятия решения (нормальная, экстремальная).
  3. Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (про­стые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, ис­пользование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущест­венно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных дей­ствий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (цикли­ческие, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; ос­новные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.
  4. Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: ор­ганы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.
  5. Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением коорди­нации).
  6. Психологические трудности: наличие риска, опасностей в рабо­те; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; фи­зические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.
  7. Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производи­тельность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные за­болевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда па­дает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетру­доспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает воз­можности человека (возникают предпатологические и патологические со­стояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболе­вания).

Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельно­сти имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке ин­формации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представи­телей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.

Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

О динамике работоспособности можно судить по изменению физи­ческого и психического состояния человека, а также эффективности тру­довой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.

На протяжении рабочего дня фиксируются:

  • скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы;
  • степень утомления в те­чение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление);
  • наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы;
  • скорость восстановления в перерывах и после работы;
  • состояние перед началом работы на следую­щий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).

На протяжении рабочей недели фиксируются:

  • степень, форма и вид утомления;
  • день недели, на который играми падает наибольшее утомление и сни­жение эффективности труда;
  • восстановление за выходные дни (полное, неполное).

На протяжении года фиксируются:

  • степень, форма и вид утомления;
  • месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективно­сти труда;
  • восстановление за время отдыха (отпуска).

Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно не всегда соответствует наступлению утом­ления как по времени, так и по степени его проявления.
К внешним объективным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др.
Например, при физическом труде средней степени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость го­ловы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, не­уверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточ­ность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердце­биение и одышку.
При умственном труде средней степени утомления соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, поворо­ты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.

С целью определения эффективности труда отмечается величина вы­работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.

Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.

Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств

text_fields

text_fields

arrow_upward

Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудо­вой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уро­вень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка про­фессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.

Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть исполь­зованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, боль­шое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равно­весия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.

Оценка способности к сохранению равновесия производится по­средством определения устойчивости после совершения кувырков. Вы­полняются 5 кувырков вперед за 10 с. Если после кувырков наблюдается уверенное сохранение основной стойки, то способность к сохранению рав­новесия отличная; неустойчивость и схождение с места иа 1 шаг — хоро­шая; неустойчивость и схождение с места на 2 шага — удовлетворительная; более значительное отклонение и падение — неудовлетворительная.

Для оценки объема внимания применяется тест Шульте. Он заклю­чается в возможно быстром отыскании и показе натурального ряда чисел от 1 до 25 в квадрате 5х5клеток, в котором цифры расположены в беспо­рядке. Если задание выполняется менее, чем за 34 с, то объем внимания отличный, 34-42 — хороший, 43-58 — удовлетворительный, больше 58 — плохой.

Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чи­сел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес­ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» гла­зами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания осуществляется в процессе сле­дующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух произво­дить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За ка­ждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отлич­ное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.

Наряду с другими волевыми качествами особое значение для многих профессий имеют смелость и решительность. Одним из наиболее про­стых методов оценки этих качеств является поочередное выполнение уп­ражнений на низкой и высокой опорах (гимнастических бревнах разной высоты). Вначале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по низко расположенному бревну с одновременными движениями, требующими проявления координации (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же на бревне высотой 1,5 м (со страховкой). Если упражнение выполня­ется на высоком бревне так же, как и на низком, сохраняется уверенность и точность движений, то смелость и решительность оцениваются на отлич­но; присутствует некоторая неуверенность и 1-2 ошибки — хорошо; наблю­даются признаки робости и 2-4 ошибки — удовлетворительно; наблюдается робость, ведущая к искажению упражнения — неудовлетворительно; уп­ражнение не выполняется, происходит падение или отказ от прохождения спиной вперед — очень плохо.

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля

text_fields

text_fields

arrow_upward

Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной про­фессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осу­ществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных ис­следований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов вы­бранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, ре­жима, характера труда и динамики работоспособности.

По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон­таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.

Условия труда весьма разнообразны. Работа производится в поме­щении и на открытом воздухе. Время нахождения на открытом воздухе в течение рабочего дня составляет летом в среднем 3-4 ч, зимой — 1 -2 ч. Час­то работа выполняется на высоте с передвижением на ограниченной опоре, сопровождается ветром и сквозняками. Освещенность, как правило, доста­точная. Преимущественные рабочие позы стоя, присев и со сменой поло­жения, иногда напряженные. На рабочем месте трудовые операции осуще­ствляются в зоне досягаемости. К вредным воздействиям относятся высо­кие и низкие температуры, резкие перепады температур, мощные электро­магнитные поля. Режим труда — как в одну смену в дневное время, так и в несколько смен со стандартной продолжительностью рабочего дня.

Характер труда заключается в следующем. Преобладают оптические и тактильные сигналы. Получение информации (кроме словесной) проис­ходит преимущественно за счет зрительного восприятия (показаний при­боров, сигнальных устройств и т. п.), двигательных ощущений, возникаю­щих при выполнении операций руками. Имеют место регулирующие и контролирующие наблюдения. Наиболее значимы все свойства внимания и оперативная память. Встречаются задачи с известным алгоритмом реше­ния. Основные моторные акты связаны с монтажом, регулированием и управлением техническими системами. Они сопряжены с преодолением за день расстояния порядка 3-4 км, а иногда до 15 км. Двигательные действия относительно стабильны, в них задействованы, в первую очередь, руки и спинной отдел туловища. Много циклических движений с небольшой амплитудой, малыми и средними мышечными усилиями, а также движений по переноске небольших грузов. Требования к способности дифференци­ровать пространственные параметры движений высокие. Для выполнения двигательных действий необходимы общая выносливость, статическая си­ловая выносливость основных мышечных групп, ловкость, быстрота реак­ции. Наибольшая физическая нагрузка падает на опорно-двигательный ап­парат (мышцы рук и ног, мышцы разгибатели туловища), сердечно­сосудистую систему, зрительный и вестибулярный анализаторы.

Режим работы мышц комбинированный. Работа часто происходит на фоне эмо­ционального напряжения, вызванного психологическими трудностями, что требует проявления выдержки и самообладания, смелости и решительно­сти. Как правило, нагрузка адекватна возможностям работающих. В ред­ких случаях наблюдаются признаки значительного общего утомления. Из заболеваний наиболее распространены простудные, радикулит, гиперто­ния. Встречающиеся виды производственных травм — поражения электри­ческим током.

Динамика работоспособности при односменном режиме работы вы­ражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), сред­ней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.

Для оценки профессионально-важных физических качеств и состоя­ния функциональных систем, указанных в профессиограмме, могут быть использованы Гарвардский степ-тест, проба Ромберга, тест Купера, кисте­вая динамометрия, подтягивание на перекладине, «эстафетный» тест; для оценки психических качеств — тесты на объем, устойчивость и переключе­ние внимания.

Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.

Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, пе­редвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

Упражнения для развития статической силовой выносливости ос­новных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полуприседы на правой и ле­вой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на пра­вой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, пред­плечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантеля­ми (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отя­гощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.

Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействи­ем на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на на­бивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вер­тикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и на­право; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.

Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановка­ми по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движе­нии, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также со­вершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.

Многие из приведенных упражнений, например, равновесия, жонг­лирование, формируют выдержку и самообладание, а борцовские поедин­ки или передвижение на повышенной опоре — смелость и решительность.

В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обес­печивают не только развитие необходимых прикладных физических ка­честв, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.

Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффекти­вен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физиче­скими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повы­шенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.

Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физиче­ские упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатываиия, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.


Источник: http://doctor-v.ru/med/professionalno-prikladnaya-fizicheskaya-podgotovka/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

World of Warcraft Википедия Все для шитья секреты


Профессии связанные играми Профессии связанные играми Профессии связанные играми Профессии связанные играми Профессии связанные играми Профессии связанные играми Профессии связанные играми

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ